ПЛАСТИЧЕСКАЯ ХИРУРГИЯ
В настоящее время применение DIEP-лоскута (лоскута на перфорантах глубокой нижней эпигастральной артерии) становится наиболее популярным видом реконструкции молочной железы (МЖ) после мастэктомии. Следующим этапом в развитии данного направления должно стать улучшение чувствительности лоскута в послеоперационном периоде. Восстановление чувствительности в реконструированной МЖ улучшает качество жизни пациенток, а также защитную функцию кожи лоскута. Кроме того, тактильная чувствительность груди играет важную роль в интимной жизни женщин. Однако хирургическая техника поиска и выделения реципиентного чувствительного нерва с целью реиннервации лоскута изучена недостаточно, что послужило причиной для поиска оптимальной хирургической техники данного этапа операции. В мировой литературе описаны некоторые способы реиннервации DIEP-лоскута (лоскута на перфорантах глубокой нижней эпигастральной артерии). Все они имеют свои достоинства. Мы предлагаем использовать в качестве реципиентного нерва переднюю кожную ветвь 3-го межреберного нерва, которая расположена в том же микрохирургическом поле, что и внутренние грудные артерия и вена. Данный способ, на наш взгляд, позволяет максимально сократить время на поиск и выделение реципиентного нерва.
Ежегодно в России регистрируется около 50 тыс. новых случаев заболеваемости раком молочной железы (РМЖ). Данное заболевание является системным и требует мультидисциплинарного подхода к его лечению. В составе комбинированного/комплексного лечения хирургический этап считается основным, результаты которого напрямую влияют на качество жизни пациенток. Чаще всего РМЖ поражает женщин в самом расцвете сил и с социально-активной жизненной позицией.
На сегодняшний день существуют множество вариантов хирургического лечения пациенток с диагнозом РМЖ. Благодаря стремительному развитию пластической хирургии появились возможности применять в реконструкции молочной железы (МЖ) как синтетические материалы, так и аутологичные ткани, к которым относится и торако-дорсальный лоскут.
Применение собственных тканей для укрепления реконструируемой МЖ является прогрессивной методикой и позволяет провести профилактику развития дальнейших осложнений, как хирургических, так и постлучевых изменений реконструируемой МЖ.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ХИРУРГИЯ
Введение. Травма сухожилий конечностей – одно из наиболее частых повреждений опорнодвигательного аппарата человека. Тенорафия, направленная на восстановление их целостности, представляет собой технически сложное оперативное вмешательство, предполагающее доступ с выделением концов сухожилия, их удержание и многократное перехватывание при проведении шовной нити. В процессе операции сухожилие неминуемо подвергается дополнительной травматизации от сдавления хирургическими инструментами. В результате нарушаются структура и кровоснабжение, происходит разволокнение концов сшиваемого сухожилия, что препятствует точной адаптации и вызывает деформацию в зоне шва, способствует прорезыванию нитей. Регенерация сухожилия при этом протекает с выраженным рубцово-спаечным процессом, нарушаются скользящие свойства, формируются теногенные контрактуры.
Цель исследования: оценить влияние способа захвата и удержания сухожилия в процессе выполнения тенорафии на микроанатомическую структуру сухожилия.
Материал и методы. Предложен новый инструмент для выполнения тенорафии. Проведены 12 экспериментальных тенорафий на сухожилиях ампутированных по медицинским показаниям конечностей людей с применением пинцета и оригинального тендодержателя с последующим гистотопографическим исследованием сшитых образцов сухожилий.
Результаты и обсуждение. В ходе исследования установлено, что способ захвата и удержания сухожилия в процессе тенорафии имеет существенное влияние на его анатомическую структуру. При удержании пинцетом наблюдались нарушения структуры сухожилия и повреждения его оболочек. Сухожилия, удерживаемые в ходе операции при помощи тендодержателя, отличались сохранностью макромикроанатомической структуры самого сухожилия и окружающих его тканей.
Заключение. Применение микрохирургического тендодержателя позволяет обеспечить лучшую сохранность макромикроскопической структуры сухожилия, анатомичность и прецизионность тенорафии, в сравнении с традиционными способами удержания сухожилия.
КЛИНИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ
В статье представлена информация о возможных уровнях выполнения шунтирующих операций при лимфедеме конечностей. Целью исследования стало изучение анатомии лимфатической системы кожи и подкожной клетчатки в клинике и эксперименте, сопоставление полученных данных с морфологическими изменениями, происходящими при развитии лимфедемы. Представлено обоснование уровней выполнения шунтирующих операций с учетом анатомии лимфатической системы и патофизиологических изменений в тканях при развитии хронического отека.
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Синдромы карпального и кубитального каналов являются самыми распространенными компрессионными нейропатиями верхней конечности. С конца XX в. все большую популярность приобретают эндоскопические технологии в декомпрессионной хирургии компрессионных нейропатий. Начиная с 2017 г. на базе АНО ≪НИИ микрохирургии≫ (г. Томск) были прооперированы 194 пациента, из которых 154 с синдромом карпального канала (1-я группа) и 40 – с синдромом кубитального канала (2-я группа). Результаты хирургического вмешательства оценивали по изменению уровня нейропатической боли с помощью опросника PainDetect и степени нарушения функции кисти по данным опросника DASH, до и после проведенной операции. Кроме того, был выполнен анализ ранних и поздних послеоперационных осложнений. Полученные данные свидетельствуют о достоверном снижении уровня нейропатической боли и субъективном улучшении функции кисти у пациентов обеих групп через 1 мес после операции. Ранних послеоперационных осложнений в 1-й группе не выявлено, поздние отмечены у 7 (4,5%) пациентов. В 2-й группе в раннем послеоперационном периоде у 2 (5%) пациентов из 40 наблюдались ранние послеоперационные осложнения, поздних выявлено не было. Доказано, что эндоскопическая декомпрессия срединного нерва в карпальном канале и локтевого нерва в кубитальном канале являются эффективными и относительно безопасными видами оперативного вмешательства.
В ПОМОЩЬ ПРАКТИЧЕСКОМУ ВРАЧУ
Введение. В 2017 г. была предложена и запатентована новая методика сужения окружности талии посредством остеотомии и остеоклазии нижних ребер с последующей фиксацией в стягивающем грудопоясничном корсете. Первые результаты применения этой методики показали ее высокую эффективность и безопасность, но данные о морфологии получаемых изменений еще не опубликованы.
Цель исследования: провести анализ изменений структуры грудной клетки по данным компьютерной томографии (КТ) после остеотомии и остеоклазии нижних ребер для сужения талии.
Материал и методы. За период с 2017 по 2020 г. выполнено 57 операций по сужению талии. Все пациенты – женщины в возрасте от 29 до 48 лет, средний возраст составил (35,6 ± 5,0) года. Из 57 пациенток 21 выполняли КТ грудной клетки до вмешательства и через 3 мес после него. Остальным 36 пациенткам КТ не проводили по тем или иным причинам. На основании данных КТ выполняли ретроспективное исследование. Сравнивали внутренний и внешний диаметр грудной клетки на уровне X ребра до и после вмешательства и сопоставляли эти данные с изменениями окружности талии.
Результаты. Среднее предоперационное значение внутреннего диаметра грудной клетки составило (25,3 ± 2,1) см, послеоперационное – (22,9 ± 2,7) см, уменьшение составило 9,6%. Внешний диаметр по границам мягких тканей уменьшился с предоперационных (29,0 ± 0,8) см до (26,0 ± 1,9) см (на 10,1%). При этом длина окружности талии уменьшилась с (73,1 ± 4,7) см до (64,7 ± 4,4) см, в среднем на (8,45 ± 3,5) см (11,1%). В 18 случаях из 21 наблюдалось полноценное сращение ребер, у 3 пациенток имело место атрофическое несращение с отсутствием изменений длины окружности талии.
Заключение. Анализ данных КТ показал, что после проведенного оперативного вмешательства в 85,7% случаев остеотомированные ребра консолидируются, что ведет к необратимому изменению диаметра нижней части грудной клетки и, следовательно, к стойкому уменьшению длины окружности талии.
Цель исследования: улучшение качества вертикального лифтинга лица путем внедрения в хирургическую практику лазерной системы модели Fotona SP Spectro с лазерным источником Nd:YAG-лазер. Предложена методика интраоперационного воздействия лазерной системы модели Fotona SP Spectro с лазерным источником Nd:YAG-лазер на поверхностную мышечно-апоневротическую систему (SMAS) средней и нижней трети лица. Авторы делают вывод о том, что применение Nd:YAG-лазера в рамках одной процедуры сокращает сроки реабилитации и позволяет существенно увеличить эффект омоложения в случаях с гипермобильной и истонченной SMAS.
Удаление больших и гигантских вестибулярных шванном связано с риском развития пареза мимических мышц лица. Вероятность анатомического повреждения лицевого нерва составляет 10,3–14,0%. Лечение паралича мимических мышц – одна из наиболее сложных проблем реконструктивной хирургии. В данном исследовании оценивались результаты невротизации лицевого нерва жевательным у 4 пациентов после его повреждения во время удаления больших и гигантских вестибулярных шванном. Невротизация проведена на 10–14-е сут после удаления опухоли. При прямой невротизации лицевого нерва жевательным у всех пациентов удалось добиться восстановления функции мимических мышц, соответствующей II–III степени по шкале House–Brackmann. Использование аутовставки из большого ушного нерва привело к худшему результату (IV степень по шкале House–Brackmann).
Введение. Лечение некроза, перфорации и травматического повреждения тонкой кишки всегда привлекало внимание хирургов из-за высокой частоты их встречаемости, осложнений, возникающих в ходе лечения, и летальности. Однако исследований, посвященных этой теме, очень мало.
Цель исследования: сравнить результаты лечения пациентов при использовании тактики ушивания ран или перфораций и резекции кишки с наложением первичного анастомоза с обструктивной резекцией кишки с формированием анастомоза в отсроченном порядке.
Материал и методы. Клиническое исследование проводилось в ГАУЗ «Новокузнецкая городская клиническая больница №1» им. Г.П. Курбатова (г. Новокузнецк) и ГБУЗ «Новокузнецкая городская клиническая больница №29 им. А.А. Луцика» (г. Новокузнецк) в период с января 2011 г. по февраль 2019 г. Было проведено ретроспективное и проспективное исследование, включающее анализ 835 пациентов, пролеченных по поводу некроза, перфорации и травматического повреждения тонкой кишки. Все пациенты были распределены случайным образом на две группы: с наложением первичного анастомоза и резекция кишки с формированием отсроченного анастомоза. Оценочными показателями явились: летальность и развившиеся осложнения, связанные с выбранной тактикой лечения в течение нахождения пациента в стационаре.
Результаты. Наиболее частой причиной оперативных вмешательств на тонкой кишке была острая кишечная непроходимость – 58,0% случаев. Далее следовали острое нарушение мезентериального кровообращения (27,1%), травмы кишечника (8,3%) и воспалительная перфорация кишки (6,7%). Наиболее частой операцией в ретроспективной группе (сравнения) являлась резекция кишки с наложением первичного анастомоза – 64,0% случаев. Пациентам этой группы также выполняли ушивание перфораций кишки (5,5%) и наложение стомы (4,3%). В проспективной группе (основной)анастомоз после резекции пораженного участка накладывали в отсроченном порядке в 100% случаев. Наиболее частым осложнением в ретроспективной группе оказалась несостоятельность швов анастомоза или кишки (64,3%), которая в проспективной группе составила только 8%, но при этом чаще всего встречалась поверхностная раневая инфекция (26,8%), сопровождаемая расхождением швов раны у 11,3% пациентов. Частота несостоятельности анастомоза значительно снижалась после отсроченного его формирования. Кожно-кишечные свищи/подтекания стомы выявлены у 11,5% больных ретроспективной группы. Пациенты проспективной группы имели статистически значимо больший срок пребывания в отделении интенсивной терапии (11 дней против 4; р < 0,001) и стационаре (27 против 14 дней; р < 0,008). Общая летальность в ретроспективной группе составила 47,1%, в проспективной – 14,8%.
Заключение. В группе пациентов, которым выполнялись резекция кишки и наложение анастомоза в отсроченном порядке, регистрировались значительно более низкие показатели летальности и осложнений, связанных с несостоятельностью анастомоза или швов кишки в условиях перитонита, по сравнению с группой с первичным анастомозом, но эти больные имели больший срок пребывания в стационаре и нуждались в большем количество оперативных вмешательств.
ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ
Опираясь на аутентичные источники и новейшие исследования, авторы статьи описывают Иоанно-Предтеченский женский монастырь и монастырское кладбище, на котором были погребены многие виднейшие граждане Томска конца XIX – начала XX вв., в их числе профессора Императорского Томского университета Э.Г. Салищев, П.С. Климентов, Д.И. Тимофеевский. Согласно Декрету о свободе совести, церковных и религиозных обществах, принятому Советом народных комиссаров Советской России в 1918 г., женский монастырь был закрыт, и на его территории началось возведение студенческого городка. В 1930 г. местные власти приняли решение ликвидировать кладбище, а намогильные памятники использовать для нового строительства. В середине 1950-х гг. на месте бывшего кладбища был построен большой 4-этажный жилой дом. Ни одно захоронение, кроме праха Г.Н. Потанина, сохранить не удалось. Памятником всем погребенным на территории женского монастыря стала часовня Домны Томской, освященная в 1996 г.
В начале 1990-х гг. коллективом ученых Томского медицинского института в составе В.В. Пекарского, Г.Ц. Дамбаева, О.С. Попова и А.Г. Мартусевича совместно с сотрудниками Томского института автоматизированных систем управления и радиоэлектроники В.Ф. Агафонниковым и С.Ф. Глущуком были созданы автономные электростимуляторы желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). Они представляют металлическую капсулу размером 22 × 11 мм овально-сферической формы, внутри которой герметично размещены блок питания из элементов СЦ-21 и специальная гибридная микросхема, способная генерировать прямоугольные электрические импульсы, которые активно влияют на моторно-эвакуаторную функцию пищеварительного тракта.
Появление в те годы в практическом здравоохранении подобного медицинского изделия на несколько десятилетий опередило развитие микроэлектроники в медицине. Миниатюрная капсула вводится в пищеварительный тракт пациента путем обычного проглатывания. Попадая в ЖКТ, капсула начинает генерировать физиологически адаптированные для организма человека электрические импульсы, принимая на себя роль «искусственного водителя ритма» перистальтикой пищеварительного тракта. Выполнив поставленную задачу, капсула естественным путем, во время акта дефекации, покидает организм.
На сегодняшний день из подобных многочисленных медицинских изделий можно назвать эндовидеокапсулу, созданную Gavriel Iddan – инженером отдела электрооптических конструкций научно-исследовательской группы Министерства обороны Израиля.
Автономные электростимуляторы ЖКТ имеют широкое распространение. Сегодня они выпускаются и с успехом применяются во многих странах мира. Появилось большое количество аналогов, придуманы новые названия: «Электронная таблетка», «Кремлевская таблетка», «Эректрон» и т.д. Но в основе всех этих изделий заложены идеи томских ученых.