ПЛАСТИЧЕСКАЯ ХИРУРГИЯ
Введение. Мальпозиция имплантатов является распространенным осложнением после аугментационной маммопластики, она занимает 2-е место среди причин проведения ревизионной хирургии после капсульной контрактуры. Неправильное расположение имплантатов не только эстетически непривлекательно, но и может негативно сказываться на психологическом состоянии и качестве жизни пациенток.
Цель исследования: проанализировать современные тенденции в профилактике и лечении бокового или медиального смещения имплантатов после аугментационной маммопластики.
Материал и методы. В базах данных PubMed и Google Scholar был осуществлен поиск статей на английском языке по теме «Профилактика и лечение горизонтальных мальпозиций имплантатов», опубликованных в течение последних 10 лет. В анализ были включены клинические исследования, описания случаев и серии случаев, посвященных данной проблеме. В исследование не включались краткие сообщения, письма в редакцию, обзоры и мета-анализы, экспериментальные исследования. В качестве ключевых слов для поиска необходимой информации и источников использовалось сочетание терминов: «латеральное смещение» и «синмастия после аугментационной маммопластики.
Результаты и обсуждение. С использованием ключевых слов «латеральное смещение» и «синмастия после аугментационной маммопластики», а также соответствующих синонимов и вариативных формулировок, было обнаружено 748 статей. При первичном скрининге из поиска были удалены 72 дубликата. Далее мы выполняли отбор статей по их заголовкам, были применены критерии включения и исключения, и из дальнейшего анализа были изъяты еще 608 публикаций. После изучения содержания оставшихся 68 статей, для окончательного анализа были отобраны всего 6 публикаций.
Горизонтальное смещение имплантатов является относительно редким и малоизученным осложнением аугментационной маммопластики. В исследованиях, в результате отбора вошедших в окончательный анализ, рассматривались боковое и медиальное смещение имплантатов в свете всех мальпозиций, включая верхнюю и нижнюю.
Заключение. Основным методом профилактики боковых и медиальных смещений имплантатов является разработка оперативного плана на основании индивидуальных особенностей пациентки. Также играют роль размер имплантатов, сохранение складок и фасциальных структур, соблюдение этапов операции, выбор кармана. В качестве лечения бокового или латерального смещения имплантатов авторы предлагают капсулоррафию и применение биологических и синтетических матриц.
Гигантомастия (ГМ) – это физическое состояние молочных желез (МЖ), характеризующееся чрезмерным ростом, проявляющееся крайне большим объемом, превышающим показатель среднего размера МЖ в 2 и более раз в соотношении с индивидуальными антропометрическими данными женщины. Данная патология приводит к снижению качества жизни, болевому синдрому, нарушению гигиены и дисморфическому восприятию самой пациентки.
Цель исследования: представить актуальность хирургического лечения пациенток с гигантомастией по данным систематического обзора хирургических методов коррекции и проанализировать способы переноса сосково-ареолярного комплекса.
Обзор выполнен в соответствии с международными требованиями PRISMA (Preferred Reporting Items for Systematic Reviews and Meta-Analyses). Поиск литературных источников осуществляли в электронных базах данных PubMed, eLibrary, Google Scholar. Ретроспективный поиск не был ограничен, дата последнего запроса 31 октября 2024 г.
В процессе работы были отобраны 8 статей, в которых авторы рассматривали хирургическую коррекцию, как редукционную мастопексию со свободной пересадкой ареолы и операции по уменьшению груди с переносом сосково-ареолярного комплекса на паренхиматозных и дермальных питающих ножках.
Выводы
- При гигантомастии у пациенток регистрируются физические и дисморфические изменения, приводящие к ухудшению качества их жизни.
- Выбор хирургического метода коррекции гигантомастии должен быть направлен на максимально возможное удаление объема МЖ (более 2/3 объема) и отвечать критериям безопасности и профилактики развития некроза САК.
- Перспективными методами, направленными на удаление большого объема МЖ, и минимальным количеством осложнений являются вмешательства, направленные на уменьшение груди со свободной пересадкой ареолы, а также с использованием нижней ножки.
КЛИНИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ
Процесс старения оказывает значительное воздействие на гармоничность и симметрию черт лица, наблюдаемые в молодом возрасте. Эффективной стратегией для оценки морфологических изменений, связанных со старением, является деление лица на три ключевые зоны: верхнюю треть (лоб и область бровей), среднюю (центральная часть и нос) и нижнюю треть (подбородок, линия челюсти), а также шею. Анализ процессов старения представляет собой важную область исследования в пластической хирургии. Средняя часть лица играет определяющую роль в формировании эстетического восприятия человека, поскольку привлекательность часто определяется совокупностью глаз, носа, губ и скул, составляющих так называемый центральный лицевой треугольник. При рассмотрении этой области необходимо применять трехмерный подход, поскольку лишь такой анализ позволяет точно оценить возрастные изменения и воссоздать молодую топографию лица. В данной работе представлен всесторонний анализ актуальных исследований, посвященных этиологии и механизмам старения лица по анатомическим третям. Глубокое изучение физиологических изменений, происходящих в каждом из указанных уровней, может значительно облегчить понимание процессов старения и способствовать улучшению стратегий коррекции, направленных на омоложение лица, что очень важно для выбора более эффективного способа хирургической коррекции возрастных изменений.
В открытых базах данных с использованием поисковых систем: PubMed, Web of Science, Scopus, Google Scholar, eLibrary и Cyberleninka был проведен поиск публикаций по теме нашего исследования. По ключевым словам и их комбинациям: «aging» (старение), «age-related facial changes» (возрастные изменения лица), «facial aging» (старение лица), «neck aging» (старение шеи), «facial thirds» (трети лица) и «rejuvenation» (омоложение) была выявлена 1351 статья. Из анализа исключались статьи, посвященные возрастным изменениям органов зрения, ротовой и носовой полостей; статьи с давностью публикации более 25 лет; статьи, не касающиеся эстетических изменений кожи и функциональных изменений мягких тканей и лицевого скелета; статьи, в которых рассматривались только косметологические процедуры; публикации, находящиеся вне рамок изучения лицевой анатомии и физиологии; статьи, в которых присутствует реклама медицинских несертифицированных препаратов. В результате применения этих критериев были отобраны 211 статей, из которых соответствующие полнотекстовые материалы были извлечены, проанализированы и обобщены на основе информации из базы данных. Выполнен анализ анатомии старения лица по третям для дальнейшего исследования и разработок эффективных коррекционных комплексных методик.
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Цель исследования: эндоскопическая оценка анастомозитов в раннем послеоперационном периоде при формировании однорядных и двухрядных анастомозов в верхнем отделе желудочно-кишечного тракта экстрамукозными кишечными швами с применением зондовой гастроинтестинальной системы и лечебно-диагностической эндоскопии.
Материал и методы. Проведен анализ результатов лечения 200 больных, которым накладывали анастомозы экстрамукозными серозно-мышечно-подслизистыми швами, устанавливали зондовую систему для декомпрессии и энтерального питания, проводили раннюю лечебно-диагностическую эндоскопию c ультрасонографией, эндоскопическую внутрипросветную стимуляцию функции и проходимости анастомозов, выполняли визуальную и ультразвуковую оценку анастомозитов, классифицируемых по четырем степеням. Основная группа была сформирована из 142 больных с однорядными анастомозами, группа контроля – из 58 пациентов с двухрядными анастомозами.
Результаты. Применение экстрамукозных кишечных швов, зондовой гастроинтестинальной системы и лечебно-диагностической эндоскопии способствовало сокращению сроков лечения и неосложненному заживлению кишечного шва у 89% пациентов с однорядными анастомозами и 68% – с двухрядными анастомозами, классифицируемому как нулевая и первая степень анастомозитов. Увеличение сроков пребывания в стационаре и большее количество анастомозитов 2-й и 3-й степени отмечено у 20% пациентов в группе контроля против 10,7% – в основной группе.
Заключение. Применение экстрамукозных кишечных швов, зондовой гастроинтестинальной системы декомпрессии и энтерального питания на фоне ранней лечебно-диагностической эндоскопии позволяет сократить количество тяжелых анастомозитов, сроки восстановления моторно-эвакуаторной функции верхнего отдела желудочно-кишечного тракта и продолжительность пребывания больных в стационаре.
В настоящее время продолжается тенденция к росту заболеваний щитовидно-околощитовидного комплекса. От 4 до 7% населения Земли имеют узловую трансформацию щитовидной железы. Возросла значимость и хирургических методов лечения пациентов с патологией щитовидной и околощитовидных желез. Несмотря на развитие и внедрение методик предоперационной диагностики, предоперационной подготовки, мониторинга послеоперационного периода, количество интра- и послеоперационных осложнений остается высоким, что является мотивацией к разработке и внедрению новых оригинальных технических решений в хирургию щитовидной и околощитовидных желез. В статье представлен клинический случай успешного хирургического лечения пациентки с диффузно-узловой трансформацией щитовидной железы больших размеров с загрудинным расположением и компрессией органов шеи и средостения, благодаря применению существующих и новых оригинальных, разработанных в клинике общей хирургии Сибирского государственного медицинского университета технических решений.
В ПОМОЩЬ ПРАКТИЧЕСКОМУ ВРАЧУ
Синдром Ахенбаха (пароксизмальная гематома пальцев, острый идиопатический синий палец) – малоизученное заболевание неизвестной этиологии, характеризующееся эпизодическим появлением кровоподтека, боли или отека на одном или нескольких пальцах кисти или стопы. Несмотря на то, что симптомы купируются самостоятельно без какого-либо лечения, их появление на фоне полного благополучия может вызвать беспокойство у человека, вынуждая его обратиться за неотложной помощью. Постановка правильного диагноза может оказаться затруднительной по причине малой осведомленности клиницистов об этой патологии, что нередко приводит к назначению ненужных и дорогостоящих методов исследования и лечения. В статье представлены клиническое наблюдение пациентки с синдромом Ахенбаха пальца кисти и обзор литературы, посвященный данному заболеванию.
Цель исследования: оценить ближайшие и отдаленные результаты малоинвазивных вмешательств у пациентов с ахалазией кардии.
Материал и методы. В исследование были включены 104 пациента с ахалазией кардии III и IV стадий (44 мужчины (42,3%) и 60 женщин (57,7%)), которым выполнена пероральная эндоскопическая миотомия (ПОЭМ). Возраст пациентов варьировал от 20 до 72 лет, средний возраст составил 44,5 (40,0; 64,0) лет. С целью оценки эффективности ПОЭМ проведено сравнение ближайших и отдаленных результатов при лапароскопическом вмешательстве – эзофагокардиофундопластике (ЭКФП) (51 пациент).
Результаты. Длительность послеоперационного периода в группе больных после ПОЭМ была в среднем на 3,5 дня (47,3%) меньше, а общая продолжительность госпитализации – на 4,4 дня (42,3%) меньше, чем у пациентов после ЭКФП. В сроки более 1 года показатель дисфагии по шкале Eckardt у пациентов группы ПОЭМ был ниже на 30,72%. Рецидив в группе пациентов после ЭКФП регистрировался статистически значимо чаще, чем после ПОЭМ (5 случаев против 1, р = 0,021). Показатель гастроэзофагеального рефлюкса был на 10,4% ниже после ПОЭМ, а частота рефлюкса после ПОЭМ была в 2 раза меньше. В отдаленные сроки после операции значения показателей опросника GIQLI у пациентов после ПОЭМ были статистически значимо лучше по сравнению с таковыми в группе пациентов, которым выполнялась ЭКФП.
Заключение. Пероральная эндоскопическая миотомия позволяет существенно снизить как длительность послеоперационного периода, так и общую длительность госпитализации, а возникшие в раннем послеоперационном периоде осложнения носят более легкий характер. Данные результатов анкетирования пациентов с использованием шкал Eckardt и GIQLI в сроки 6 мес и более 1 года, а также частота рецидивов ахалазии кардии указывают на высокую эффективность ПОЭМ. Необходимо дальнейшее продолжение оценки результатов малоинвазивных вмешательств у пациентов с ахалазией кардии.
Введение. Радикальным способом лечения очаговой патологии печени в настоящее время является хирургический. Несмотря на широкое распространение эндоскопических методик, лапаротомный доступ при операциях на печени часто является единственно возможным. Сегодня известно более 70 видов доступов, применяемых при различных вмешательствах на этом органе, которые делятся на косопоперечные, поперечные расширенные, продольные, косопродольные и комбинированные. В Томском зональном гепатологическом центре (г. Томск) был разработан и внедрен в клиническую практику разрез брюшной стенки в эпигастрии до переднеподмышечной линии с пересечением правой прямой мышцы ближе к сухожильной перемычке второго сегмента, который при необходимости может быть продлен за счет пересечения реберной дуги. Доступ получил название по фамилиям авторов – Мерзликина–Парамоновой. В литературе отсутствуют сведения о сравнении эффективности различных оперативных доступов при патологии печени.
Цель исследования: оценить доступ Мерзликина–Парамоновой в сравнении с другими, наиболее часто применяемыми, по степени травматичности, доступности для визуализации органа в соответствии с критериями А.Ю. Созон-Ярошевича, предъявляемыми к доступам для операций на печени.
Материал и методы. Для анатомо-физиологического обоснования доступа были проведены секционные исследования трупного материала, в ходе которых выполнялись антропометрические измерения. Проанализированы непосредственные и отдаленные результаты оперативного лечения 321 больного с очаговыми поражениями печени, основными из которых являлись гемангиомы, альвеококкоз и эхинококкоз. Этим пациентам были произведены резекции печени различного объема, дополненные криодеструкцией культи органа.
Результаты. Выбор операционного доступа определялся характером (злокачественный, доброкачественный) и распространенностью патологического процесса на крупные сосуды и желчные протоки ворот печени.
Секционные исследования показали, что при доступе Мерзликина–Парамоновой максимально сохраняется иннервация и кровоснабжение эпигастральной зоны. Основные его параметры соответствуют критериям оценки А.Ю. Созон-Ярошевича. Анализ результатов оперативных вмешательств с применением этого доступа показал, что послеоперационные грыжи сформировались лишь у 3 человек (3,87%), у всех пациентов отсутствовали болевые ощущения, ограничения физической и социальной активности.
Заключение. Доступ Мерзликина–Парамоновой малотравматичен за счет сохранения иннервации и мышечного строения передней брюшной стенки, вследствие чего он физиологичен, что позволяет получить хорошие результаты оперативного лечения в отдаленном послеоперационном периоде. Данный доступ позволяет провести полную ревизию оперируемого органа и выполнить необходимый объем операции, в послеоперационном периоде снизить количество послеоперационных осложнений.
Комедоновый (комедональный) невус (КН) является редким наследственным заболеванием, вызванным соматической мутацией в гене NEK 9, контролирующем фолликулярный гомеостаз кожи. Комедоновый невус относят к гамартомам. Этиология данного заболевания до конца не изучена, однако в настоящее время его классифицируют как врожденную патологию развития и функционирования волосяного фолликула. Данная патология может существовать как изолированно, так и быть компонентом синдрома комедонового невуса, характеризующегося наравне с патологией развития придатков кожи наличием у пациента аномалий скелета, зрительного аппарата и центральной нервной системы.
В статье описан редкий клинический случай КН у девочки-подростка, представлены результаты клинического, инструментального и морфологического исследований, а также хирургического лечения.
Для обследования пациентки применялись дерматоскопия, гистологическое исследование операционного материала, представленного участками комедонового невуса и рубцово-измененной кожи.
Заключение. Гигантские врожденные комедоновые невусы являются достаточно редкой патологией. Активное рецидивирующее воспаление значительно осложняет лечение или делает невозможным применение общепринятой тактики удаления таких образований с использованием тканевых экспандеров. Лечение с использованием только системной антибактериальной терапии и местных антисептиков не обеспечивает стойкую ремиссию. Наш опыт свидетельствует о том, что рецидивирующее воспаление комедонового невуса эффективно купируется только в случае устранения причины воспалительного процесса хирургическим путем.
ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ
В статье представлена история возникновения наиболее устоявшихся и распространенных эпонимических терминов, характеризующих повреждения на кисти.